Студия или фрилансер: кто лучше делает или продвигает сайты?
В каждом регионе представлено большое количество различных студий и интернет-компаний, еще больше отдельных фрилансеров. Решил поделиться своей вариацией на тему кто же лучше справляется с заказами студия или фрилансер?
Сразу отмечу, что выбор зависит от ряда факторов, и в каждом варианте есть свои плюсы и минусы. Давайте по порядку.
Стоимость услуг
По всем опросам и исследованиям вопрос цены является ключевым для подавляющего большинства заказчиков. Здесь очевидно выигрывают фрилансеры. Любая студия вынуждена оплачивать расходы, которых попросту нет у фрилансеров: аренда помещения, содержать бухгалтера, директора, наконец, уборщицу. Разумеется, эти расходы закладываются в стоимость оказываемых услуг. В качестве исключения можно назвать только очень дорогие проекты, где в процентном отношении доля этих расходов будет не так ощутима.
Скорость работы
Здесь я также отдаю небольшой перевес фрилансерам по 2-м причинам:
- Студии работают по рабочему графику, т.е. есть обеды, выходные и праздничные дни. А вот фрилансеры зачастую работают по ненормированному графику и получить обратную связь можно даже ночью.
- Опасаясь увода своих клиентов, студии не сводят их с исполнителями напрямую, поэтому появляется дополнительное звено – менеджер. Иногда это приводит к различным недопониманиям и несколько замедляет скорость работы.
Ответственность перед заказчиком
Здесь выбор зависит от уровня исполнителя. Начинающие фрилансеры создали негативный стереотип о фрилансе в целом. И действительно, новички могут не соблюдать сроки, допускать ошибки, и даже отказаться от проекта, не рассчитав свои силы. У этой категории – ответственность очень слабая сторона. В тоже время даже начинающая студия, как правило, заключает договора, предусматривающие ее ответственность (хотя во многих случаях и формально). Но ориентироваться только на новичков смысла нет и можно отдельно рассмотреть исполнителей более высокого класса.
В студиях есть интересная особенность, которая вытекает из их нежелания сводить клиентов напрямую с исполнителями. Это дополнительно приводит к пониженной степени ответственности со стороны исполнителя, ведь в случае чего извиняться и объясняться перед клиентом будет менеджер, а не он. И не забываем о психологии нанятого сотрудника вообще любой компании: главное, чтобы начальство было довольно (а не заказчик). Да и бизнес это не его, а начальника.
А вот фрилансер сам общается с клиентом, думает о своем бизнесе в целом и поэтому чувствует свою личную ответственность.
Формы оплаты
Пожалуй, самая проигрышная позиция фрилансеров. Большинство компаний предпочитают оплачивать расходы безналом. А вот найти фрилансера, который примет такой способ оплаты будет очень не легко. Конечно, есть фрилансеры зарегистрированные в качестве ИП и счетом в банке, но их не так много. Плюс такой вариант всё равно не подойдет компаниям с общей системой налогообложения из-за того, что ИП не являются плательщиками НДС. И чем больше выше сумма с НДС, тем больше шансов у студий.
Ради справедливости следует отметить, что и не все студии используют общую систему налогообложения. А также есть продвинутые фрилансеры, которые имеют наработанные схемы на такие случаи (перечисление платежей на дружественные компании с нужной системой налогообложения или просто с расчетным счетом).
Возможность реализации крупного проекта
Общее правило, чем крупнее проект, тем больше поводов отдать его интернет-агентству. Особенно выигрывают компании более широкого профиля, которые могут отснять ролик, сделать различные промо-материалы и где в целом требуется участие большого количества различных исполнителей. У фрилансеров хоть и есть наработанные партнеры на разные случаи, но их спектр не так широк.
Отношение к клиентам
Почти все аргументы здесь из раздела ответственности. Дополнительно можно отметить, что все-таки у студий больший поток клиентов, что отражается на заказчиках. В то время как фрилансеры имеют ограниченный пул клиентов и глубже вникают в поставленные задачи. Например, при продвижении проектов, одиночный исполнитель имею достаточно клиентов вообще долгое время может не искать новых, постоянно вращаясь в тематике своих заказчиков.
Стереотипы
- Вряд ли один человек сможет сделать качественный сайт.
Думаю, понятно кто стоит за этим стереотипом. На самом деле сейчас очень много разнообразных систем управления, подключаемых способов оплаты, готовых дизайнов и их элементов. Поэтому используя эти составляющие с такой задачей успешно и в короткий срок справится и один человек.
- 1 человек попросту не потянет крупный проект.
На практике, у специалистов этой области, есть постоянные контакты с самыми разными исполнителями: дизайнерами, верстальщиками, копирайтерами, программистами. Причем разной квалификации и ценового диапазона, которые привлекаются в проект по мере необходимости. Поэтому конкретный исполнитель легко делегирует часть задач своим проверенным партнерам и может их масштабировать.
- У студий есть все необходимые специалисты.
В крупных агентствах это действительно так. Но, в тоже время, они сами часто привлекают тех же фрилансеров для выполнения определенных работ.
Выводы
Вот что получилось, если отбросить новичков с обоих сторон и самых топовых специалистов:
- Масштабные проекты лучше отдавать студиям
- Заказ у фрилансеров всегда дешевле
- Если вы на общей системе налогообложения, или критично безналичная форма оплаты – студия.
- Фрилансер среднего уровня по большинству параметров выигрывает у агентств.